Обращение игумении Иларионы (Феоктистовой) настоятельницы Константино-Еленинского женского монастыря.
Дорогие братья и сестры!
Во все времена земная жизнь была сопряжена со скорбями и трудами. ХХI век предложил нам испытать всемирную эпидемию коронавируса.
Как православные христиане мы понимаем, что массовые бедствия, в том числе и моровые поветрия, не являются злом по существу. Коренным злом является грех. В наше время по всему миру разлилось небывалое богопротивление. Грехи, обличаемые Священным Писанием, объявляются нормой и претендуют на псевдоосвящение в рамках религиозных культов. Содомские извращения, разрушение семей, презрение власти родительской, убийство детей во чреве, корыстность в труде и отношениях, психофизические зависимости… то, что неправильно в нашей жизни, можно перечислять долго. Для России – еще и грех цареубийства.
Через грех прародителей вошли в мир скорби, болезни и смерть. Но эти же скорби и бедствия могут стать для нас спасительными и полезными через исполнение евангельского закона: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и это все (земные блага) приложится вам» (Мф. 6, 33).
Если мы мало обращали внимания на эти слова, то теперь они звучат для нас «жéстоко». А если старались осуществить их в своей жизни, то теперь они открывают нам простор для мысли. Какие же мысли могут в настоящий день быть для нас утешительными и спасительными?
Будем во всех событиях видеть всесильную руку Божию, а не козни вражьи. Разве грех всесилен? Отнюдь нет. Наша вера говорит нам, что всесилен только Господь Бог. Одно из существенных свойств нашего Помощника и Покровителя – всемогущество. Другое Его свойство – любовь к Своему творению. Господи, помоги моему неверию убедиться в этом на примере моей жизни. А ведь не раз уже убеждались!
Обратимся внутрь себя. Для этого очевидно предписано нам в дни Великого поста возвращение домой и отмена развлечений. Как могущественно Господь предоставляет каждому из нас возможность самопознания.
Переосмыслим нашу жизнь перед лицом смертельной опасности. Навыкнем добродетели под названием «память смертная». Это памятование включает в себя четыре размышления: о смерти, о Суде Божием, о Рае и об аде. Живительность этого неприятного, на первый взгляд, размышления в том, что оно имеет обратную перспективу на нашу земную жизнь. Думая о «сих четырех», мы начинаем понимать, что в нашей жизни достойно вечности, а что – пустое. Результатом такого размышления должно быть покаянное изменение своей жизни.
Деятельное покаяние. Именно сейчас настало время исправить то, что испорчено. В предельно возможной мере – в конкретных делах, ситуациях, отношениях, привычках, внутреннем настрое. Свергнем тяготу духовного бессилия, самоотверженно поставим Царствие Божие во главу угла нашего дома душевного. Наполним нашу жизнь спасительным смыслом.
Как это сделать? Будем исполнять порученные нам послушания, как бы делали их для Самого Господа. Наполним наши действия внутренним содержанием: смирением, отвержением своей воли, честностью, мудростью, любовью, молитвой.
«Кто призовет имя Господне – спасется». Преуспели ли мы в постоянном призывании имени Господа Иисуса Христа? А ведь это Имя единственное под небесами, которым можно спастись. Все прочие молитвы только частично раскрывают смысл молитвы Иисусовой и учат нас понимать ее. Как бывает трудно без постоянного навыка поднять руку для крестного знамения и открыть уста для произнесения имени Божия! Поэтому и необходима непрестанная молитва. А если нам это не под силу, то насколько возможно, частая.
Послушание как добродетель неотделимо от страха Божия, благоговейного ощущения взгляда Божия в душу. Послушание иссушает самый источник греха – противление воли Божией.
Любовь соединяет в себе все добродетели. Кто имеет любовь евангельскую, тот не имеет греховных страстей. Именно во времена испытаний и раскрываются сердечные помышления людей, их внутренний ресурс. Мы попадаем в такие условия, когда надо делать выбор: что нам дороже и ближе? Как мы себя проявим сейчас? Вопрос непраздный…
Будем помогать друг другу нести тяготы нынешней ситуации с терпением и упованием на помощь Божию.
Будем сугубо молиться в эти дни, чтобы Господь помиловал мир и каждого из нас, и не лишил возможности в здравии и благоденствии собираться в храме Божием, чтобы славить Великое Имя Пресвятой Троицы. Аминь.